Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в
начальной школе.
Современный урок не может обойтись
без информационно-коммуникационных технологий. Современный учитель использует
новые форма работы. Он создает презентации , составляет тесты, компьютерные
тренажёры ролики, буклеты. Передает своим учащимся инициативу в организации
своей познавательной деятельности. помогает собирать информацию, сохранять и
демонстрировать результаты своей работы. Учащиеся участвуют в Интернет конкурсах
, научно-практических конференциях и олимпиадах.
Применение компьютеров позволило активизировать практическую
деятельность школьников, а у учителей появилась возможность больше уделять
внимания индивидуальной работе с детьми.
Мой опыт применения в обучение информационных
технологий для младших школьников позволил мне получить определенные
результаты. При раннем введении ИКТ наблюдается развитие продуктивности и
устойчивости внимания; повышается общий уровень интеллекта; усиливается
восприятие и память; активизируется мышление и др. Сегодня мы можем утверждать,
что система раннего использования ИКТ в школе несёт, прежде всего, развивающие
функции. Это помогает ученику изучать основные дисциплины, а учителю
разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний.
Формирование у младших школьников умений учиться на уроках происходит в
процессе:
1)игры;
2)при работе на компьютере;
3)совместного поиска и анализа примеров.
Важно помнить то, как проводятся
занятия:
1) это не монолог учителя, не традиционные объяснения и вопросы;
2)это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров,
иногда переходящих в игру или в дискуссию.
В нашей школе появилась
возможность соединить в себе традиционных инструментов с перспективными
инновационными технологиями с приобретением интерактивной доски и
мультимедийного проектора. Интерактивная доска проста в использовании.
Электронная доска INTERWRITE помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и
стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Хороший темп
урока позволяет «уплотнять» изучаемый
материал. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои
способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных , все
предметы становятся доступными и увлекательными.
В моей работе INTERWRITE это помощником. Использование интерактивной доски
при изучении всего нового, позволяет сделать урок ярким и насыщенным- это
наглядность и образность. Значительно увеличивается спектр методов и способов
представления материала, отработки и контроля знаний. Теперь у меня нет
необходимости хранить огромное количество объемных пособий и дидактических
материалов, все необходимое для урока можно разместить на электронных
носителях, постоянно добавлять и корректировать содержание учебного материала. А
самое главное, что мои дети работают с доской с большим желанием . Многие темы,
которые изучаются с применением интерактивной доски, кажутся детям совсем доступными
и легкими. На таких уроках идеальная рабочая обстановка. У детей нет страха и
стеснения перед доской. На уроках в начальных классах мы с ребятами используем
различные возможности интерактивной доски.
Главное достоинство использования
любой интерактивной доски в том, что учитель и ученики работают в сотворчестве,
урок рождается в замыслах учителя.
Надо учитывать особенности
использования новых информационных технологий. Это организация рабочего
времени.
Для 1 класса (6 лет)- 10 минут
Для учащихся 1-5 классов- 15 минут
Эффективность применения
информационных технологий зависит от этапа урока.
Применение интерактивной доски
позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:
1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.
2.Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
3.Обобщения и закрепления изученного материала.
4.Контроля знаний, тестирования.
5.Проверки домашнего задания.
Индивидуальные занятия со слабыми
учениками проводится с применением интерактивной доски. На уроках широко используется:
1.демонстрацию на экране с помощью проектора;
2.демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет»
учитель в момент объяснения;
3.выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной
работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;
4.демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных
ответов;
5.демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для
ответов;
6.самостоятельная работа одного учащегося;
7.анализ или построение моделей;
8.тестирование;
9.поиск необходимой информации;
10.самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из
инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки
выступления).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в
начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество
разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации,
звуковые эффекты и т.д.)
Наличие
в классе электронной интерактивной доски INTERWRITE явилось действительно тем уникальным техническим
средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество
обучения учеников и эффективность моего учительского труда. Эффективное использование
интерактивной доски делает урок ярким, насыщенным, интерактивным; повышает
активность учащихся, развивает память, внимание, скорость реакции и другие
психологические особенности учащихся.
Этапы активного урока при
использование современных информационных технологий
1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос
для изучения) – 5-10 мин.
2. Исследовательская работа (групповая работа) – 10-12 мин.
3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу-
использование Интерактивной доски ) – 7-8 мин.
4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) –
5 мин.
5. Обобщение и результат – 5 мин.
6. Оценка – 3 мин.
7. Творческое применение (задание домашней работы- подготовка презентаций ,
тестов, буклетов, видеороликов и т.д.) – 2 мин.
Важность урока обусловлена не
только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить
думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную
реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно
материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и поможет
ученикам в развитии навыков мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.
В этом году мы принимаем активное
участие в Международном Интернет- конкурсе для детей « Память, бережно хранимая…»,
« Осенний вальс», Всероссийской олимпиаде по Литературному чтению
"Сказки" 1-4 классы организованная МИНОБР.орг, Всероссийских
дистанционных олимпиадах и конкурсах « Центр развития мышления и интеллекта»,
Всероссийской олимпиаде "Эрудиты Планеты: Онлайн-олимпиада для
сметливых" , Детской международной олимпиаде KID OLIMP.RU команда « Покровчане»
Использование информационных
технологий помогает одарённым детям приобрести новые знания, возможность
использования их в нахождении информации, даёт возможность демонстрации своей
работы .
Литература:
1.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. –
Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников.
– Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал
«Сеть творческих учителей», 2006 ttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib ).
3.Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые
технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/).
4.«Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в
образовании» (http://www.smartboard.ru/).
5.«Интерактивная доска для начинающих и не только…»
(http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего
на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/).
|