Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие-думающим. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Так, при овладения математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению-с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Свойства внимания такие, как переключение и устойчивость, можно и нужно тренировать. Родители могут использовать задания и игры направленные на развитие внимания «перепутанные линии, поиск скрытых фигур и др., помещенные в детских журналах». Для успешности в учебе необходимо также развивать память младших школьников. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - это многократное повторение, обеспечивающее механическое запоминание. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Таким образом, память основана на понимании. Л.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью». Важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, умению давать простейшие определения: Не менее важной проблемой в начальной школе является развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать" философ Д.Дидро Как же помочь ребенку стать читателем? Как правило, в каждом классе есть 2 группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае нужно уделять внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и совершенствования. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях. Таких как, проговаривание скороговорок, дыхательные упражнения, упражнения для артикуляции. Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению складывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Как правило, читать любят дети читающих родителей. У читающих родителей могут быть нечитающие дети, но у нечитающих родителей не могут быть читающих детей. Советы родителям (американского психолога В.Уильямса) -Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, делитесь прочитанным. -Показывайте ,что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. -На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за который срок) -В доме должна быть детская библиотека. -Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. -Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе. -Детям лучше читать короткие рассказы, тогда у них появляется удовлетворение. -Пусть дети каждый вечер читают перед сном. |