Вторник, 19.03.2024, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ Ковтуновой Вероники Алексеевны 6+

Меню сайта
Наш опрос
По какой образовательной программе Вы работаете?
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации психолога

Вы обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению? Вам помогут советы американского психолога В.Уильямса.

  Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п. 
Показывайте, как вы любите чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. 
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтение (сколько книг прочитано и за какой срок). 
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.) 
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать 
книгу, по которой поставлен фильм. 
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. 
Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. 
Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать. 
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. 
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. 
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.


ТВОРЧЕСТВО ВАШИХ ДЕТЕЙ

         Известно, что сегодня детским рисункам, поделкам и другим и другим результатам их творчества уделяется повышенное внимание со стороны психологов. И неудивительно, поскольку все эти творения часто выражают то, чего малыш не может или не хочет сказать словами: свой внутренний мир, проблемы, которые у него сегодня есть, отношения с окружающими, в том числе с родителями, и многое другое. К тому же именно в детском творчестве отражается душа ребёнка: его неповторимое видение мира, богатое воображение. Ниже приведены несколько заданий, которые можно предложить вашему ребёнку и с помощью которых узнать о нём, а возможно, и о себе что-то новое.

Графическая методика «Кактус»

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трёх лет. С её помощью можно «увидеть» состояние эмоциональной сферы малыша, отметить наличие агрессивности, её направленность, интенсивность и т. п.

         Инструкция. Дайте ребёнку большой лист белой бумаги и простой карандаш. Предложите ребёнку на нарисовать кактус — такой, каким он его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

         ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. При обработке результатов принимаются во внимание пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитывается «образ кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

         В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых.

         Наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенный друг от друга иголки — свидетельство агрессивности ребёнка.

         Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности.

         Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Наоборот, маленький рисунок, расположенный внизу листа, позволяет предположить неуверенность в себе, зависимость.

         О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

         Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.

         Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

         Тревожность — использование тёмных цветов, преобладание внутренней  штриховки прерывистыми линиями.

         Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

         Эстравертность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

         Интровертность — на рисунке изображён один кактус.

         Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

         Отсутствие к стремлению домашней защите, чувство одиночества — дикорастущие, пустынные кактусы.

         После завершения работы ребёнку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

         1. Этот кактус домашний или дикий?

         2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

         3. Кактусу нравится когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

         4. Кактус растёт один или с каким-то растением по соседству? Если растёт с соседом, то что это за растение?

         5. Когда кактус подрастёт, то как он изменится (иголки, объём, отростки)?

         Внимание! При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — всё это существенно влияет на диагностический портрет личности.

 ДЕТСКИЕ РИСУНКИ НА ТЕМУ СЕМЬИ 

Рисунки ваших детей могут поведать очень о многом. О том, насколько тёплые и доверчивые взаимоотношения между членами семьи, достаточно ли внимания уделяется ребёнку, ценят ли его как личность. Возьмите рисунок вашего ребёнка (лучше сделанный в возрасте от 6 до 11-13 лет) на тему «Моя семья» и внимательно изучите его. Только не заставляйте рисовать, если он этого не хочет, потому что отказ рисовать — это его право и... уже определённый показатель состояния семейных отношений, который (если нежелание длительное и упорное) надо расценивать как сигнал того, что пора уделить ему больше заботы, душевного тепла, любви.

            Такой же вывод мы сделаем, если рисунок «не вдохновил» ребёнка и получились схематизированные фигуры («точка, точка, два крючочка...»), в то время как ребёнок может рисовать лучше. Конечно, у любого юного художника не всегда есть настроение посвятить своё творчество этой теме.  Пусть рисует самолёты или домики. Ну а потом? Всё дело в том, будет ли вообще когда-либо нарисована семья и каким образом.

            Что говорит рисунок?

 

            О благополучии ребёнка, если:

            1. На рисунке все члены семьи без исключения.

            2.  даны в пропорциональных соотношениях: соблюдается относительный рост родителей, а рост детей соответствует их возрасту.

            3. Все стоят равноправно, на одном уровне, взявшись за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

 

            Тревожные сигналы во взаимоотношениях:

            1. Чрезмерно большие пропорции родителей — показатель вашей авторитетности, стремление командовать детьми, давить на них своим авторитетом, не признавать прав; убеждённость в том, что вам лучше известно, чем самому ребёнку, что надо для его счастья; безусловная уверенность в своём праве карать и миловать. Вы себя можете видеть демократом, но ребёнка воспитывает не ваше восприятие себя, а его восприятие вас. Последнее не может измениться по команде: чувствами командовать невозможно, лучше постарайтесь быть помягче, ничего не говоря ребёнку о рисунке и не комментируя его.

            2. Очень большие пропорции самого ребёнка — показатель конфронтации с родителями, наличие конфликта, который не украшает взрослых и не способствует сохранению уважения к ним. Постарайтесь «вырасти» в глазах ребёнка: своей справедливостью, действительно искренней заботой, великодушием, но не всепрощением или поощрением в нём стремление унизить других (в том числе и родителей). Если вы на правильном пути, то иногда уже через несколько месяцев сможете увидеть в «зеркале» рисунка более приятную сцену.

            3. Ребёнок нарисовал только себя — так называемая «детоцентрическая» семья, то есть ребёнок в центре интересов взрослых до такой степени, что в нём развивается убеждённость, будто окружающие просто обязаны думать и заботится только о нём, а он — ни о ком.  Требуется срочно поправить дело: вкусные вещи делить на всех по справедливости (есть не обязательно), отказаться от демонстрации своего альтруизма («всем жертвую для тебя», «всё отдам, не пожалею»), забота обо всех (и бабушке новую кофту, и маме туфли, и папе галстук, и ребёнку — курточку). Немного демонстративного «эгоизма» родителей (в том смысле, что родители тоже люди, которые имеют свои интересы и потребности) поможет ребёнку вырасти счастливым человеком, приятным всем окружающим, а не только родителям и себе самому.

            4. Отсутствие кого-либо из членов семьи — возможно, этот человек действительно редко бывает («всё время на работе»), но вероятно, что и не принят, находится в состоянии конфликта с ребёнком или всей семьёй. Вывод очевиден, но не надо разъяснять его ребёнку.

            5. На рисунке нет самого ребёнка. Родители, подумайте, действительно ли вы его принимаете таким, каков он есть?! Пусть у него большие недостатки, но неужели вы не видите, что он хороший?! Что вам стоит, прежде чем ругать его за очередной поступок, дать понять, что вы его в то же время любите, что в целом он хороший и вы даже удивлены, как он может так поступить. И перестаньте постоянно ворчать: «то плохо», «это плохо», «не делает — не нравится», «сделал — не нравится». А что хорошо?! Возьмите бумагу, отмечайте, сколько раз за неделю вы похвалили ребёнка. Вам не кажется, что вы отталкиваете его от себя?! А что он на это скажет? «где же ты маленький художник?» - «А я на улице», - спокойно ответит он.

            Ещё не поздно! Вы и ваш ребёнок будете счастливы! Только подумайте, ещё раз сейчас поставьте себя на его место; проверьте, всё ли вы сделали, чтобы ребёнок стремился идти домой с радостью и надеждой, с уверенностью в мудрой поддержке взрослых людей, сильных своей любовью к нему и добрых, снисходительных к тому, что невозможно исправить за один миг даже очень старательному маленькому человеку.

            6. Мама с братом или сестрой стоят взявшись за руки, а маленький художник — отдельно (или за руку с отцом). Другой вариант: папа с ребёнком, а мама отдельно, кто-то на заднем плане и т. д.

            Все эти вариации сюжетов рисунка говорят о группировках в семье, о наметившимся отдалении кого-то из взрослых от него. Часто такое случается при рождении брата или сестры. Старший ребёнок вдруг чувствует ослабление внимания к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует: ведь он имел всё, знает, что такое полная чаша родительской любви. Младший ребёнок не будет так тревожится, ведь он с самого начала делил любовь родителей с братом или сестрой. Если причина переживаний старшего ребёнка именно в этом, то всё можно  легко поправить.

            Ребёнку важно увидеть, убедиться, что вы его любите. Для этого не надо разрываться между ним и братом (сестрой) в течение всего дня, достаточно посвятить немного времени, но целиком ему одному, без оглядки и терпеливости. Это время не стоит занимать нравоучениями или хозяйственными заботами. Ребёнку важно почувствовать, что его любят родители, и не «меньше-больше», «поровну», «на три четверти», а просто любят, по-настоящему, а не формально заботливо. Любовь вообще не делится ни на какие части: чем больше любовь к одному человеку в семье, тем она больше к другому. Пусть ребёнок, убедившись, что он вам по-прежнему бесконечно дорог, не стоит в стороне и не ждёт своей «порции» внимания, а вместе с вами щедро отдаёт свою любовь малышу, чувствуя, что бескорыстное и щедрое чувство не иссушает душу, а возвращается в сердце из чистого и спокойного в своей глубине родника любви в семье.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz