На изучение учебного предмета отводится 34 часа. В неделю – 1 час. Программа предназначена для первого года обучения к данному факультативному курсу общеобразовательной школы. Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач: -содействовать с помощью экономических категорий и понятий целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения; -способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества; -формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы; -развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием. Главная особенность данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. В основе курса лежат следующие дидактические принципы: 1.обучение на высоком уровне трудности; 2.быстрый темп изучения материала; 3.ведущая роль теоретических знаний; 4.осознание процесса учения; 5.оптимальное развитие всех детей. Основные принципы отбора материала. В программу отобраны экономические знания, тесно переплетающиеся с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии. Содержание учебного предмета не передается в виде готовых сентенций и выводов. Учащимся предоставляется возможность самим находить решение с постоянным использованием математических задач, экономической логики. Разнообразные игровые задания через сказочные ситуации помогают понять суть сложных экономических явлений и лучше усвоить материал. 1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают да Изучая понятие деньги, школьники узнают о том, нные понятия в разрезе своего региона. Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п. 2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий. При этом в процессе экономической подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий). 3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государствано и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое". 4. Рынок, обмен, торговля (в том числе и межрегиональная – в 4-м классе), товар, услуга. Что такое товар и как он попадает в магазин; почему цены разные; что делают предприятия и магазины, чтобы выдержать конкуренцию; зачем нужны реклама и упаковка; что такое сфера услуг и т.д. – вот те вопросы, на которые ученики начальной школы могут найти ответы в процессе экскурсий, деловых, имитационных и ролевых игр, выполнения творческих заданий. 5. Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена "денег" на товар. Изучая понятие деньги, школьники узнают о том, зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись, все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег; учатся пользоваться деньгами, совершать элементарные покупки. Кроме того, при разработке курса в качестве исходных положений были приняты следующие: 1. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни. 2. Для активизации процессов воспитания и обучения используются различные методы (рассказ, игра, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность. 3. С учетом эмоционально-образного характера познания у младших школьников использовались задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок. Результаты: предметный, метапредметный, личностный. В результате изучения предмета «Экономика» ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -развивать экономическое мышление (экономическая целесообразность, определение выгодности, перспективности дела, умение делать выбор); -формировать нравственные качества; -побуждать ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Соотносить экономические понятия с жизненной ситуацией; -характеризовать значение экономики для человека; -устанавливать связь между экономическим понятием и его целесообразностью; -составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных экономических событиях; -проводить элементарные наблюдения ( в соответствии с программой), фиксировать их результаты. Что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; делать осознанный выбор; представлять назначение денег; понимать, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. В результате изучения экономики ученик должен усвоить экономические понятия и категории: -разделение труда; -заработная плата; -товар и деньги; -формы организации торговли; -процесс купли-продажи, обмен товаром; -виды денег; -услуги; -государственная казна, налоги; -банк, сбережения; -вложение капитала; -конкуренция, сделка, экономия; -страхование, страховой взнос. решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: -соотносить экономические понятия с жизненной ситуацией; -характеризовать значение экономики для человека; -устанавливать связь между экономическим понятием и его целесообразностью; -составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных экономических событиях; -проводить элементарные наблюдения ( в соответствии с программой), фиксировать их результаты. Учебно-тематический план №п/п | Тематический блок | Количество часов | Количество часов | Исполь- зование ИКТ | Исполь зование проект-ной деятель-ности | Исполь зование исследо-ватель ской деятель-ности | 1 | Необходимость изучения экономики | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Потребности | 8 | 2 | 2 | 2 | 3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 1 | 2 | 1 | 4 | Проблема выбора | 7 | 1 | 2 | 1 | 5 | Деньги | 6 | 1 | 2 | 1 | 6 | Доходы и расходы | 4 | 1 | 1 | 1 | | ИТОГО | 34 | 7-20% | 10-30% | 7-20% |
Список литературы 1.Т. В. Смирнова, учебное пособие «Дом в обычном переулке» Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 2.Т. В. Смирнова справочное пособие «Экономический сказочный словарь»… Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. |