В основу рабочей программы по литературному чтению
для 2 класса положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена
учебником (Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2
частях.Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Хрестоматия по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 кл. /Автор_составитель В.Ю.
Свиридов Самара: Издательский дом Федоров»:Издательство «Учебная литература».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».1,
2,3, 4 кл.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная
литература».
Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических
работ.2-4кл.:В 2 частях. Самара: Издательский дом«Федоров»: Издательство
«Учебная литература.)
Программа предназначена для
обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает
формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими
духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются
культура и искусство.
Выпускник
получит возможность научиться:
·
общению с художественной литературой и
искусством;
·
познакомиться с общечеловеческими ценностями;
·
с системой духовно-нравственных представлений
человека;
·
научится соотносить свои поступки и поступки
героев литературных произведений;
·
приобщится к культурному наследию народов
России,
·
приучится размышлять об истории своей Родины,
сегодняшнем дне и будущем страны;
·
формированию гражданской идентичности; способности личностно, полноценно и глубоко
воспринимать художественную литературу
Цель курса
литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет
сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого
себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Приоритетной
целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность
определяется:
·
владением техникой чтения,
·
приемами понимания прочитанного и прослушанного
произведения,
·
знанием книг и умением их самостоятельно
выбирать,
·
сформированностью духовной потребности в книге
как средстве познания мира и самопознания
Цели формирования ключевых компетенций: Формирование
учебно-познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной компетенций.
В основе данного курса лежит единый методологический
подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается
с точки зрения его специфики - художественной образности. Ведется постепенное
осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется
общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей
литературного творчества: в произведении явления действительности предстают
перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира
насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно
воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
В основе учебно-воспитательного процесса курса
«Литературное чтение» реализуется программа развивающего обучения система Л.В.Занкова, применяются технологии развивающего обучения, ИКТ – технологии, метод
проектов, исследовательские технологии, интерактивные технологии, игровые
технологии, здоровьесберегающие технологии.
Реализация данной
программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами,
носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только
предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы
умения учиться.
В сфере личностных
УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС
«искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и
эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть
перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать
ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые
условия для развития познавательных УУД: овладевание основами смыслового
восприятия художественных и познавательных текстов, умение выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);
воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты,
использовать знаково-символические средства и модели; овладение навыками работы
с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и
пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе; использование
ресурсов библиотек, поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать
ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону
расширения сферы интересов детей.
В сфере предметных учебных действий особое внимание
уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как
аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура
речевого общения), письмо (культура письменного общения).
На уроках литературного чтения задачи развития речи и
обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и
решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана
воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность,
решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать
воображаемые ситуации.
В курсе «Литературное чтение» актуализируются
межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир»,
«Музыка», «Изобразительное искусство».
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана
на 136 часов (34 недели), 4 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса (уроки: комбинированные, получения новых знаний,
контроль знаний, экскурсия, путешествие, сочинение, выразительное чтение,
внеклассное чтение, викторина, исследование, читательская конференция,
интегрированные). Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тематический
блок
|
Количество
часов
|
Количество
часов
|
Использование
ИКТ
|
Использование
проектной деятельности
|
Использование
исследователь
ской
деятель-ности
|
1.
|
«Вступление, или Детективное начало…»
|
12 часов
|
4
|
5
|
4
|
2.
|
«Завязка, тайны искусства…»
|
12 часов
|
4
|
5
|
4
|
3.
|
«Погоня за секретами
литературы…»
|
32 часов
|
4
|
6
|
4
|
4.
|
«Новые загадки следствия…»
|
12 часов
|
4
|
6
|
4
|
5.
|
«Кульминация! Вершина
изображения…»
|
8 часов
|
4
|
6
|
4
|
6.
|
«Вперед по дороге открытий…»
|
26 часов
|
4
|
6
|
4
|
7.
|
«Развязка.
Распутанные тайны…» -
|
34 часов
|
4
|
6
|
4
|
|
ИТОГО
|
136
|
28 (20%)
|
40(30%)
|
28 (20%)
|
Литература:
·
Сборник программ для четырёхлетней начальной
школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная
литература», 2010
·
ФГОС начального общего образования приказ №
363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009 |